Исинский глиняный чайничек «Капелька» 160мл.

Глиняный исинский чайничек «Капелька» 160мл.

Страна производитель: Китай, провинция Цзянсу, г. Исин;

Упаковка: Чайничек упакован в красивый мешочек из красной атласной ткани, с рисунком в традиционном китайском стиле. В верхней части мешочек затягивается на верёвочки, украшенные бусинками. Прилагается подарочная коробка;

Объём чайничка: примерно 160мл.;

Название чайничка: «Капелька». Своим названием чайничек обязан плавным, округлым, чуть приплюснутым силуэтом, придающим чайничку сходство с капелькой;

Стиль: Китайская чайная церемония;

Форма чайничка: Shi Piao / Shipiao / «Шипяо» / «Ши Пяо», что переводится как «Ковш» или «Каменный Ковш». Это одна из первых форм ранних глиняных чайничков в древнем Китае.

Известно, что в период с династии Тан (VII-IX вв. н. э) и вплоть до династии Сун (X-XIII вв. н. э. ), чай было принято не заваривать, а варить, для чего повсеместно использовались небольшие черпаки-ковшички «Дяо». Как в 11 веке говорил китайский поэт Су Дунпо «чайный брикет и ковшик-дяо неразлучны» (стихотворение «Ши Юань Цзянь Ча» / «В университетском дворе перед экзаменом пробую чай»).

Дяо изготавливались из самых разных материалов, но жители Исина делали свои Дяо из глины Цзы Ша. Постепенно совершенствуясь, Дяо обрели закрытый носик, крышечку, круглую ручку и стали ранними чайничками «Ши Дяо», которые быстро вошли в моду среди творческой элиты и знати. Будучи людьми с тонким эстетическим восприятием они также оказали влияние на дизайн Ши Дяо придав чайничку эстетически безупречный и геометрически законченный вид. Считается, что обтекаемая, пирамидальная форма классического Ши Дяо (или как его теперь называют Ши Пяо) заключает в себе обновременно и круг и квадрат.

В одном из древнекитайских литературных памятников Гу Вэнь написаны такие строки: «жоу шуй сань цянь, цзинь инь и пяо», что можно перевести как «есть три тысячи рек, чтобы утолить жажду, но я возьму всего один ковшик» («Пяо» дословно переводится как «черпак» или «ковшик»). По версии известного в 20-м веке мастера-керамиста Гу Цзинь Чжоу, много лет проводившего изыскания в области истории исинской керамики - именно с этого изречения и пошло преобразование названия чайничка с «Ши Дяо» на «Ши Пяо»;

Глина: «Цзы Ша», то есть исинская глина, сорт предположительно хорошо обожжёный Qing Shui Ni / Чин Шуй Ни / «Глина чистой воды» / «Clear water clay». Довольно плотная, высококачественная;

Цвет: насыщенный коричневый, с шоколадным отливом. Присутствует небольшая примесь светлых песчинок, придающих поверхности лёгкую фактурность;

Обработка: поверхность чистая, гладкая, без прокраски, эмали и прочего. Со всех сторон, в том числе на кайме горловины цвет глины одинаковый, однородный, что также свидетельствует о том, что чайничек не прокрашивали. Отшлифована достаточно, чтобы вода скатывалась с поверхности, не успевая впитаться;

Звук при постукивании крышечкой об чайничек: не очень звонкий, но и не глухой;

Декор чайничка: на внешней стенке выгравированы иероглифы. Рисунок очень тонкий, изящный, прокрашен чёрной эмалью, с лёгким отблеском;

Ножки: характерные для Шипяо три ножки округлой, придавленной формы. Расстояние между ножками 6,5см.

Треногость является неотъемлемым атрибутом классического Ши Пяо не только как элемент, эффектно приподнимающий и композиционно завершающий традиционную форму чайничка. Для китайцев это очень значимая деталь: с древних времён треножники использовались для ритуальной утвари и сосудов для жертвоприношений духам предков. Три ножки являются символом равновесия сил, императорской власти и единства трёх религий: конфуцианства, даосизма и буддизма;

Форма крышечки: yagai «прижимающая». Входит в горловину на глубину 1см., что способствует большей устойчивости крышечки при наклоне чайничка. Тем не менее, рекомендую придерживать крышечку пальцем при наливании или обзавестись специальной верёвочкой. Благо крышечка классического Ши Пяо всегда увенчана мостиком. За этот мостик удобно привязывать крышечку, чтобы уберечь её от падения.

Вы удивитесь, но этот мостик не просто украшение или какое-то ушко для привязывания - это осознанно сохранённый рудимент, как дань памяти высокой аркообразной ручке первых Ши Дяо!;

Притёртость крышечки: средняя, слегка шуршит, не болтается;

Отверстие для воздуха в крышечке: имеется. Расположено под мостиком для привязывания, так что желательно постараться, если будете привязывать крышечку, выбрать верёвочку потоньше, чтобы не загородить это отверстие. Иначе чайничек будет плохо сливать. Но зато, поскольку дырочка загорожена ушком, вы уже не сможете случайно зажать её пальцем, придерживая крышечку при наливании и не обожгётесь паром. Водяной замок проверить будет сложновато, но есть и другие способы (например, переворачивание наполненного кипятком чайничка с зажатым носиком. Только не обожгитесь и делайте это над ванной с водой или где-то, где нет риска уронить крышечку);

Наличие заварочной колбы: нет, но с внутренней стороны носика чай проходит через перегородку с маленькими дырочками (своеобразное встроенное ситечко) и чаинки в чашку не попадают (если только это не совсем мелкодисперсный чай);

Время слива: 12 секунд;

Струя: чёткая, стабильная, с лёгким плавным подъёмом, комфортным для наливания напором. В начале и в конце подтеканий не происходит;

Высота чайничка: 6,5см. с учётом крышечки;

Высота носика: совпадает с высотой основания горловины. Это означает, что чайничек можно наполнять до основания горловины (иногда попадаются чайнички с низкой посадкой носика, из-за чего при заваривании происходит подтекание через носик, так что желательно обращать внимание на этот нюанс при выборе чайничка). Также можно заметить, что носик и ручка чайничка расположены на одном уровне, что считается наиболее комфортным соотношением.

Крышечка устойчиво держится, если поставить её одним краем на горловину, а другим на ручку. Некоторые чайные мастера считают это дополнительным преимуществом, поскольку предпочитают отставлять крышечку в таком положении при подливании воды между проливами. Контакт раскалённой крышечки с лаковой поверхностью чабани считается нежелательным, поскольку и чабань можно испортить и горячая крышечка может вобрать в себя испарения лака. Некоторые чайные мастера пользуются специальным декоративным пенёчком для крышечки, либо ставят её на чайное полотенчико, но не на чабань;

Толщина стенок: около 3мм. Тонкостенным его не назовёшь, толстостенным в принципе тоже. Но с учётом маленького объёма кажется, что стенки достаточно толстые, редко у такого маленького чайничка они бывают толще;

Диаметр донышка: 9,4см. в самой широкой части (с учётом закруглённой формы);

Диаметр горловины: 7,2см. Поверхность хорошо отшлифованная, ровная и гладкая со всех сторон. Глубина горловины 0,5см.;

Печать: имеется печать на донышке, маленький штампик под рукояткой и две печати внутри крышечки. Обычно печать на донышке - это название производства, фабрики, артели чайных мастеров или мастерской, а на ручке и крышечке ставится именное клеймо мастера. Клеймо может поставить как сам керамист, так и мастер-гравировщик (в данном случае, так похоже и было);

Следы промышленной лепки: линии сплавления половинок полностью отсутствуют. Также едва-едва заметно место на донышке, за которое он крепился к гончарному кругу, что дополнительно подтверждает, что чайничек произведён не промышленным способом, а вручную.

В последнее время на рынке превалируют дешёвые чайнички, слепленные из литых половинок. При изготовлении чайничков ручной лепки тоже зачастую используются заготовки некоторых деталей, таких как донышко, носик, ручка и крышечка. Но, во первых, эти заготовки также ручной работы, чаще всего изготовленные в тот же день, из той же глины, при той же температуре и тп. Во вторых, при ручной лепке идёт тщательная подгонка и само тело чайничка изготавливается вручную, из высококачественного сырья, под каждую деталь филигранно подтачивается каждый нюанс и тп. Только такой чайничек будет «дышать», но при этом оставаться герметичным, иметь хороший слив, удобную посадку, баланс и тп.
А бывает промышленное грубое литьё половинок чайничков в формах, я бы даже сказала, что именно такие чайнички и продаются повсеместно. Причём половинка представляет собой полный срез чайничка включая половину носика, половину рукоятки. Две такие половинки
слепляют и шов замазывают, но если приглядеться - его можно увидеть. Как правило, это затёртая, но местами проявленная вертикальная полоса. Чаще всего её можно разглядеть в центре, непосредственно под носиком или под рукояткой чайничка, но у разных моделей чайничков она может быть заметна и над носиком и даже вертикально вдоль ручки (да да, вы удивитесь, но ручки тоже сплавляют из вертикальных половинок). Но под носиком обычно заметнее всего. Чем дешевле чайнички, тем более небрежно она замазана. Такие чайнички чаще всего делаются из строительной глины, которую для придания лоска пропитывают красками, лаками и даже патинируют обувной ваксой. Будьте осторожны, даже трудно себе представить, какой химический коктейль попадает в чашку из такого чайничка;

Рекомендации по типу чая: данный чайничек оптимальнее всего использовать для всех видов пуэра, а также для выдержанных улунов и красных чаёв. Слабоферментированный чай тоже можно заваривать, то желательно внимательно следить за температурой и время заваривания делать поменьше, поскольку стенки чайничка достаточно толстые, кипяток будет медленно сбрасывать жар и слабоферментированные сорта рискуют быстро набрать терпкость.

Чайнички из исинской глины любят чай и впитывают от 2 до 4% чайного настоя в поры. При ополаскивании настой невозможно удалить полностью. При последующих завариваниях других сортов чая, вы можете почувствовать нотки того сорта, который заваривался ранее в этом чайничке. К примеру, если попить из глиняного чайничка молочный улун, а затем в том же даже хорошо промытом чайничке заварить пуэр - у вас запросто может получиться молочный пуэр.

Многие начинающие любители чая, которые ещё только пробуют все сорта подряд и ещё не успели составить никаких предпочтений, совершают такую ошибку: первым делом они стремятся купить исинский чайничек. Но для начала лучше обзавестись стеклянным или фарфоровым чайничком, а лучше всего изипотом (его ещё называют гунфучайником - чайничком для простого заваривания китайского чая). В таком чайничке вы сможете заваривать самые разные сорта чая, один за другим и чувствовать аутентичный вкус каждого. Фарфор и стекло - абсолютно нейтральны, универсальны и легко моются (в том числе и в посудомоечной машине). А когда вы поймёте, какой тип чая вам по вкусу (к примеру, что вам нравятся шу пуэры или что чаще всего душа просит именно красный или именно зелёный чай) - можете выбрать подходящий глиняный чайничек и использовать его уже только под данный тип чая.

Возможно, в какой-то момент вам даже захочется завести отдельный чайничек под определённый любимый сорт, чтобы органолептические характеристики не смешивались. Чайник напитается любимым ароматом и вы будете получать от чаепития ещё большее удовольствие. Но как правило, искушённые любители чая держат отдельные глиняные чайнички для определённого типа чая: один используется только для шен пуэров, другой только для шу, третий для зелёных улунов, четвёртый для красного чая и тп.

При правильном уходе, со временем, вы можете стать свидетелем очень интересного явления: «превращение воды в чай», когда при длительном использовании одного и того же сорта можно налить в чайник пустой кипяток, а чай всё равно заварится, даже без заварки.

У меня так однажды сестра, которая годами нарабатывала чайничек на одном и том же сорте, забыла положить заварку. Как обычно, сели с мужем пить чай, налили кипяток, попили чай, по цвету и вкусу всё было как обычно. И только потом, при повторном заваривании обнаружили, что чайничек пуст и заварки в нём не было и нет, а чай всё равно заварился!;

Подготовка чайничка к использованию: Тщательно промойте чайничек кипятком. Первые пять заварок считаются техническими, поры глины постепенно открываются и промываются. Поэтому пить их мы не будем. Но всё же, желательно использовать для технических завариваний чай того же типа, под который в дальнейшем планируете использовать свой чайничек.

Например, если чайничек в дальнейшем будет использоваться для шу пуэра - используйте для технических завариваний какой нибудь завалявшийся дома недорогой сорт шу пуэра, который не жалко. После технических завариваний наполните чайничек до половины своим любимым сортом чая (не спитую заварку, а свежий сухой чай), залейте кипятком и оставьте на ночь, чтобы он напитался, чтобы из него вышла вся земля и поры заполнились ароматом любимого напитка. С утра всполосните чайничек, дайте ему высохнуть и слегка отполируйте чайным полотенчиком. Всё, ваш чайничек готов к использованию!

Многие любители чая считают, что промывки кипятком недостаточно для очистки пор глины и кипятят чайник в кастрюле с чистой водой аж по 30-40 минут. Для качественных исинских чайничков эта процедура бессмысленна, а может даже и вредна. Возможно, это актуально для дешёвых чайничков пропитанных обувной ваксой и прочими химикатами для лоска и антикварного вида. Но я бы и после кипячения пить из таких чайничков не рискнула;

Воспитание чайничка: Как уже было сказано выше, чайные гурманы очень ценят так называемые «наработанные» / «настроенные» / «воспитанные» / «напитанные» чайники.

Некоторые любители чая, желая ускорить этот процесс, подолгу варят чайничек в любимом сорте чая. Кстати, у меня создаётся такое впечатление, что так заморачиваются только наши русские люди. Когда даже профессиональные керамисты-китайцы слышат о подобных процедурах, они смеются и советуют относиться ко всему проще. Что чайничек итак пропитается чаем при первых же завариваниях.

Хотите верьте, хотите нет, но от напитанных чаем чайничков действительно совсем другое ощущение. После большого количества проливов благородных сортов китайского чая, в стенках чайничка постепенно скапливаются эфирные масла, содержащиеся в чайном листе. Микрочастички заварки и пигмента оседают в порах и на стенках чайничка, постепенно патинируя его и придавая вещи уютный антикварный вид и мягкий лоснящийся отблеск. Крышечка становится более притёртой за счёт образования дополнительного слоя чайного налёта, таким образом она лучше удерживается в чайничке при наливании и меньше пропускает воздух.

Но если оставить процесс патинирования без внимания, в местах частого подтекания излишков заварки (в основном под носиком или вокруг горловины чайничка) из-за оседания чайного пигмента начинают образовываться локальные затемнения. Особенно это заметно на чайничках из светлой глины и не всегда эстетично смотрится. Такой чайник в среде чайных адептов презрительно называют «невоспитанным». Это, конечно, можно воспринимать с юмором, но всё же, равномерно распределённая по чайничку патина смотрится благороднее.

Поэтому многие любители чая обзаводятся специальной кисточкой для ухода за чайничком Чаби (чамаоби, янху би). Если своевременно убирать с чайничка подтёки круговыми движениями, чайный настой равномерно распределяется по стенкам и придаёт чайничку ровные, благородные тона. Многие считают, что в процессе ухода за чайничком напитывают его своей энергией. Есть даже специальные правила, в какую сторону - по часовой стрелке или против часовой стрелки нужно скользить кисточкой для напитывания иньской или яньской энергией. Но это скорее связано с тем, что большинство чайных людей сами по себе личности непростые, увлекающиеся различными видами учений и практик. Соответственно, они подают информацию через призму своего опыта.

Напитанные чайными маслами, смолами или просто налётом глиняные стенки сохраняют аромат, глина имеет совсем другой вид, становится приятной на ощупь, живой, уютной и мягкой. С исинскими чайниками этот процесс наиболее благодарный, поскольку на благородной глине патина смотрится очень по эстетски, глина благоухает и пользоваться таким чайничком действительно сплошное удовольствие - он как живой.

Уход за чайничком: исинский чайничек ни в коем случае нельзя мыть в посудомоечной посуде (если вы не хотите потом пить чай со всей химией, которой обрабатывается посуда). Также нельзя пользоваться моющими средствами и даже мылом, поскольку чайничек может впитать и их, потом будет очень сложно избавиться от посторонних запахов при заваривании.

Не забывайте мыть чайничек своевременно, до появления в нём бактерий и плесневых грибков. Это не тот случай, когда можно второпях, не помыв чайничек, уехать на дачу на несколько дней. В тёплой влажной среде появится плесень, которая проникнет в поры чайничка и потом чайничек придётся стерилизовать на водяной бане или проваривать в чае (в чае наверное даже лучше, чтобы заодно убрать запах плесени).

Говорят, что удобно чистить носик чайничка шомполом для курительных трубок, но я не пробовала.

Желательно не использовать для мытья чайничка (и тем более для заваривания чая) водопроводную воду, поскольку она слишком жёсткая и чайничек потеряет свой лоск. Достаточно всполоснуть чайничек кипятком и не вытирая поставить кверху дном. Когда чайничек обсохнет, можно придать ему блеск, натерев мягким полотенчиком.

 

Автор статьи: Ольга Мускина - специально для www.сhaishop.ru

При копировании текстов убедительная просьба указывать в качестве источника www.chaishop.ru

Все права на тексты зафиксированы ещё перед их публикацией.

 

Написать отзыв

Ваше Имя:


Ваш отзыв: Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.

Оценка: Плохо           Хорошо

Введите код, указанный на картинке: